Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в школе рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
- расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
МОУ «Гадалейская СОШ» является общеобразовательным учреждением общего типа, реализующим основные образовательные программы начального, основного, среднего общего образования. Ежегодно контингент школы составляет около 175 обучающихся. Количество учащихся с ОВЗ остается практически постоянным. На сегодняшний день - 30 учащихся, которые по состоянию своего психического или физического здоровья могут освоить адаптированные образовательные программы. К отдельной группе относятся дети-инвалиды и больные дети, которые по состоянию здоровья также требуют создания для себя особых условий обучения и воспитания, 4 ребенка имеют статус «ребенок-инвалид».
В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
школа реализует адаптированные основные общеобразовательные программыдля детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Создано два класса- комплекта для обучающихся с ОВЗ: на уровне НОО и на уровне ООО.
- В школе разработана и реализуется адаптированная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни при полученииначального общего образования в МОУ «Гадалейская СОШ», а также адаптированная программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования в МОУ «Гадалейская СОШ», которые направленны на осуществление комплекса задач, нацеленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни всеми участниками образовательных отношений.
- прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК по заявлению родителей (законных представителей);
- по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому (2 ребенка на уровне НОО) и инклюзивное образование;
- вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
- в школе систематически проводится анализ расписания уроков (соответствие расписания санитарным правилам и норма), объема домашнего задания, организации адаптационного периода в 1, 5, 10 классах с целью создания ступенчатого режима повышения учебной нагрузки в соответствии с требованиями СанПиН;
- в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает учитель-дефектолог, психолог,закуплены необходимые учебники;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательнойдеятельности для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений - учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» и регионального проекта по организации обучения детей с ОВЗ, инвалидов, учителя проходят курсы повышения квалификации;
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Совершенствование материально-технического обеспечения современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами являются современными требованиями к образовательному учреждению. Особое внимание в школе уделяется насыщению образовательного процесса современным компьютерным оборудованием, а также освоению и использованию ИКТ. Школа имеет необходимый набор помещений для изучения всех учебных дисциплин. Учащиеся 1-4 классов обучаются в учебных помещениях, закрепленных за каждым классом, 5-11 классов – по классно-кабинетной системе. Все помещения школы имеют естественное освещение, искусственное освещение, установлены софиты над досками. Всего в школе 17 учебных кабинетов:
-4 кабинета для начального уровня образования
-2 кабинета русского языка
-1 кабинет математики
-1 кабинет информатики
- 1 кабинет технологии
-1 кабинет биологии и географии с лаборантской
-1 кабинет химии физики с лаборантской
-1 кабинет истории
-1 кабинет ОБЖ
-1 кабинет английского языка ( оснащен лингафонной аппаратурой на 12 мест)
- 1 кабинет информатики
-1 спортивный зал
- учебные мастерские (столярная, кулинария и швейная),
- музей
-медицинский кабинет
-библиотека оснащена компьютером с подключением к сети Интернет, принтером, сканером
-пришкольный интернат, где проживает учащихся из близлежащих населенных пунктов,
- административные и служебные помещения.
№ п/п |
Наличие кабинета |
Перечень основного оборудования |
1. |
Кабинеты русскогоязыка – 2шт |
Автоматизированное рабочееместоучителя |
2. |
Кабинет математики |
Автоматизированноерабочееместоучителя |
3. |
Кабинетфизики и химии |
Автоматизированное рабочее место учителя Лаборатории. Оборудование «Lмикро».
|
4. |
Кабинет биологии и географии |
Автоматизированноерабочееместоучителя |
5. |
Кабинет ОБЖ |
Таблицы, макеты. |
6. |
Информатика |
Ноутбуки – 11 шт., принтеры – 1 шт., мультимедийный проектор –1 шт, экран – 1 шт |
7. |
Кабинет английского языка |
лингафонное оборудование на 12 мест, компьютер-1 с выходом в Интернет; мультмедиа-1, экран-1; Электронное приложение к учебникам. |
8. |
Кабинет ИЗО |
Автоматизированное рабочее место учителя дидактический и раздаточный материал по темам, набор муляжей, комплект плакатов, картин карточки – задания по темам, набор геометрических тел, методическая, учебная литература, набор деталей для сборочной единицы-5 шт |
9. |
Физическаякультура |
Спортивный зал тренажеры, конь, козел, канаты, мячи волейбольные и баскетбольные, волейбольная сетка, лыжи. |
10. |
Библиотека с читальным залом. |
компьютер с выходом в Интерне, принтер, сканер. Художественная, научно-публицистическая литература,учебники |
11. |
Воспитательный Центр |
Объекты для проведения специальных коррекционных занятий, для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми группы «риска» |
12. |
Кабинет психолога |
Дидактический материал |
13. |
Помещения для питания обучающихся.
|
Столовая – на 100 мест. Обеденный зал, моечная, кухня , кладовые, подсобные помещения |
14. |
Помещениядлямедицинского персонала |
оснащен типовым оборудованием для медицинского кабинета |
15. |
Гардеробы, санузлы, места личной гигиены |
Гардероб, Теплые санузлы для девочеки мальчиков |
,
Специально оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата - нет; лицами с нарушениями умственного развития – используются все имеющиеся кабинеты. Учащихся, передвигающихся на колясках в контингенте школы - нет.
Сведения о наличии объектов для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Кабинеты физики, химии, биологии, оборудованы лаборантским помещением для хранения учебного оборудования, измерительных приборов, учебно-наглядными и мультимедийными учебными пособиями, микропрепаратами. Кабинет физики оснащен оборудованием «Lмикро».
Специально оборудованных объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата - нет; лицами с нарушениями слуха, с нарушениями умственного развития – используются все имеющиеся объекты.Учащихся, передвигающихся на инвалидных колясках в контингенте школы - нет.
Школьная библиотека
Библиотека расположена на втором этаже, общая площадь составляет 53,5м2.Структура библиотеки: абонемент, читальный зал, книгохранилище, Учебная литература приобретается в соответствии с федеральным перечнем учебников, утвержденных Министерством просвещения Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Обеспеченность учебной литературой – 100%.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – доступ в библиотеку не ограничен.Учащихся, передвигающихся на колясках в контингенте школы - нет.
Сведения о наличии объектов спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивный зал расположен на 1 этаже площадью 176 кв. м. В зале имеется спортивное оборудование и инвентарь, тренажеры.уличные площадки, полоса препятствий, детская игровая площадка.
Доступа к объектам спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – доступ к объектам спорта не ограничен. Учащихся, передвигающихся на колясках в контингенте школы - нет.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Школа имеет паспорт антитеррористической защищенности, план основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности. Разработаны и утверждены инструкции по охране труда, график дежурства администрации по школе и учителей по рекреациям. Локальными актами (приказы директора) определены меры по безопасности учащихся и сотрудников школы, назначены ответственные за организацию безопасности работы. Охрана образовательного учреждения осуществляется круглосуточно: техническим персоналом в дневное время, сторожем в ночное время.
Ведется внутреннее и внешнее видеонаблюдение.
Доступ в здание школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата с помощью оборудованного пандуса; нарушениями слуха, нарушениями зрения, нарушениями умственного развития через центральный вход.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В школе созданы условия для организации горячего питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: организовано двухразовое горячее питание, имеется обеденный зал на 100 посадочных места, помещения для хранения и приготовления пищи.Организация питания в школе осуществляется работниками школьной столовой.Ежегодно составляется и утверждается режим питания, график приема пищи . Горячим питанием охвачено 100% учащихся.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Безопасность МОУ «Гадалейская СОШ» – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Для обеспечения безопасности в школе имеется:
Система охранно-пожарной сигнализации (ОПС) которая представляет собой сложный комплекс технических средств противопожарных систем, служащих для своевременного обнаружения возгорания и несанкционированного проникновения в охраняемую зону. Для квалифицированной эксплуатации систем пожарной безопасности заключаются договора со специализированными организациями, имеющими лицензию на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт систем противопожарной защиты. Ежемесячно проводятся испытания систем ОПС с внесением записи в журнал по техническому обслуживанию систем.
Система безопасности оборудована видеонаблюдением. Камеры позволяют оперативно реагировать и выявлять противоправные действия.
Школа оборудована оперативной связью со специальными службами.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МОУ «Гадалейская СОШ» созданы необходимые условия для предоставления качественных образовательных услуг и обеспечения управления образовательным процессом на основе информационных технологий, в том числе:
- школа подключена к сети Internet, выход на всех персональных компьютерах школы;
- электронный адрес E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..ru ;
- имеется школьный сайт http://gadaleytulunr.ru;
- в постоянном режиме функционирует компьютерный класс на 11 компьютеров, в 2019г. произведена замена ПК на ноутбуки;
- малая локальная сеть, в которую объединены компьютеры в кабинете информатики;
- ведется видеонаблюдение;
- организованы учебные занятия по информатике для обучающихся, в рамках учебного плана.
В учебном процессе используются множительная и копировальная техника, аудио и видео аппаратура, мультимедийное оборудование. Информационно-коммуникативные технологии широко используются во внеурочной деятельности школы.
Наименование |
Количество
|
Интерактивные доски |
3 |
Мультимедийные установки |
13 |
Компьютеры |
47/30 в учебных целях |
Ноутбуки |
18/14 в учебных целях |
Телевизоры |
2 |
Музыкальные центры |
2 |
Передвижной мобильный класс |
1 |
Видеокамеры |
1 |
Сканеры |
7 |
Принтеры |
15 |
Многофункциональные устройства |
2 |
DVD |
2 |
На один компьютер, имеющейся в школе приходится 4 обучающихся.
Наличие доступа к Internet – круглосуточно.
Для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в течение рабочего (учебного) времени в кабинете информатики (с 09:00 до 18:00. Выходной - суббота, воскресенье), для поиска информации, оформления работ, создания фильмов и презентаций с разнообразной тематикой для проведения классных часов, общешкольных научно-практических конференций, вечеров отдыха, родительских собраний и других мероприятий с использованием ПК и ИКТ.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Внедрение в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий
Осуществление дистанционного взаимодействия всех участников образовательной деятельности: обучающихся, их родителей (законных представителей) через школьный сайт, социальные сети, по электронной почте, педагогических работников по электронной почте, школьный сайт.
Информационно-образовательная среда МОУ «Гадалейская СОШ» обеспечивает свободный доступ к интернету, информационно-методическую поддержку образовательного процесса и его ресурсного обеспечения.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Во время проведения занятий применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемого предмета учителями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт школы. При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Учебные кабинеты оборудованы техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Педагогический персонал активно применяет в работе современные информационные технологии, эффективно использует цифровые предметно-методические материалы на уроках и внеурочное время.